На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого.
Валеология –этонаукаоздоровье, опутяхегообеспечения, формированияисохранения. Какнаучнаядисциплина–этосовокупностьзнанийо здоровье и здоровом образе жизни.
Главная цель валеологическогообразования –помочьребенкувырастикрепкимиздоровым, датьмалышупонять, чтоздоровье–главнаяценностьжизничеловека.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическаякультура.
Формирование у детей валеологическойкультуры включает:
- Валеологическиезнания.
- Интерес к оздоровлению собственного организма и сознательную установку на ведение здорового образа жизни.
- Развитие навыков и формирование привычек ведения здорового образа жизни.
- Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Здоровый образ жизни –этонепростосуммаусвоенныхзнаний, астильжизни, адекватноеповедениевразличныхситуациях.
Валеологизацияпедагогического процесса в детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс на единых требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребенка
Принципы валеологическогообразования дошкольников
- Системный подход –тоестьвоспитаниеосуществляетсявсвязиснравственным, эстетическим, психофизическимформированиемуровняразвитияребенка. Невозможносохранитьтело здоровым, еслинесовершенствоватьэмоционально-волевуюсферу, неработатьсдушойинравственностью.
- Деятельностный подход. Валеологическаякультура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное решение задач валеологическоговоспитания возможно только при объединении усилий всех специалистов детского сада и родителей.
- Принцип «Не навреди» предусматриваетиспользованиев валеологическойработе только безопасных приемов оздоровления.
- Принцип гуманизма. В валеологическомвоспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма предусматриваетпотребностьделитьсяосвоеннымиценностями валеологическойкультуры: «Научился сам – научи друга».
- Принцип меры. Дляздоровьяхорошото, чтовмеру.
Овладение детьми валеологическимизнаниями и условиями происходит через самые разнообразные формы работы. Это беседы, игры, наблюдения, чтение книг, рассматривание таблиц, картин, элементарные опыты, экспериментирование, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия валеологическойнаправленности органично вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание, сон и другое) и деятельность детей.
В образовательной деятельности по валеологии дети знакомятся:
- С элементарными знаниями о внешних органах человека.
- С основами первой помощи при травмах
- С основами безопасности поведения.
- Приобретаются навыки ухода за органами.
- Приобретаются навыки сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия.
В оздоровительную работу включаются следующие моменты:
а) Обучение детей таким средствам и методам оздоровления, как самомассаж лица, ладоней, ушной раковины, стопы; различные виды гимнастик: утренняя, после сна, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная, для глаз; закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, обширное умывание, босохождение; упражнения на расслабление мышечного напряжения (релаксация).
б) Формирование навыков саморегуляции поведения (коммуникативные игры, игры на развитие эмоциональной сферы).
в) Включение в образовательную деятельность валеологическихпесен, релаксационныхмузыкальныхфрагментов, оздоровительныхигр, просмотровмультфильмов, развивающихпрограмм валеологическойнаправленности («Азбука безопасности», «Правила хорошего тона»).
г) Проведение оценки и контроля уровня соматического здоровья детей.
д) Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и родителей посредством консультаций, рекомендаций, выпуска газет, спортивных мероприятий.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую воспитательно-образовательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями и обычаями валеологическогохарактера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологическогохарактера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.