Валеологическое воспитание дошкольников

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого.

Валеология –этонаукаоздоровье, опутяхегообеспечения, формированияисохранения. Какнаучнаядисциплина–этосовокупностьзнанийо здоровье и здоровом образе жизни.

Главная цель валеологическогообразования –помочьребенкувырастикрепкимиздоровым, датьмалышупонять, чтоздоровье–главнаяценностьжизничеловека.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическаякультура.

Формирование у детей валеологическойкультуры включает:

  • Валеологическиезнания.
  • Интерес к оздоровлению собственного организма и сознательную установку на ведение здорового образа жизни.
  • Развитие навыков и формирование привычек ведения здорового образа жизни.
  • Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Здоровый образ жизни –этонепростосуммаусвоенныхзнаний, астильжизни, адекватноеповедениевразличныхситуациях.

Валеологизацияпедагогического процесса в детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс на единых требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребенка

Принципы валеологическогообразования дошкольников

  1. Системный подход –тоестьвоспитаниеосуществляетсявсвязиснравственным, эстетическим, психофизическимформированиемуровняразвитияребенка. Невозможносохранитьтело здоровым, еслинесовершенствоватьэмоционально-волевуюсферу, неработатьсдушойинравственностью.
  2. Деятельностный подход. Валеологическаякультура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное решение задач валеологическоговоспитания возможно только при объединении усилий всех специалистов детского сада и родителей.
  3. Принцип «Не навреди» предусматриваетиспользованиев валеологическойработе только безопасных приемов оздоровления.
  4. Принцип гуманизма. В валеологическомвоспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
  5. Принцип альтруизма предусматриваетпотребностьделитьсяосвоеннымиценностями валеологическойкультуры: «Научился сам – научи друга».
  6. Принцип меры. Дляздоровьяхорошото, чтовмеру.

Овладение детьми валеологическимизнаниями и условиями происходит через самые разнообразные формы работы. Это беседы, игры, наблюдения, чтение книг, рассматривание таблиц, картин, элементарные опыты, экспериментирование, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия валеологическойнаправленности органично вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание, сон и другое) и деятельность детей.

В образовательной деятельности по валеологии дети знакомятся:

  • С элементарными знаниями о внешних органах человека.
  • С основами первой помощи при травмах
  • С основами безопасности поведения.
  • Приобретаются навыки ухода за органами.
  • Приобретаются навыки сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия.

В оздоровительную работу включаются следующие моменты:

а) Обучение детей таким средствам и методам оздоровления, как самомассаж лица, ладоней, ушной раковины, стопы; различные виды гимнастик: утренняя, после сна, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная, для глаз; закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, обширное умывание, босохождение; упражнения на расслабление мышечного напряжения (релаксация).

б) Формирование навыков саморегуляции поведения (коммуникативные игры, игры на развитие эмоциональной сферы).

в) Включение в образовательную деятельность валеологическихпесен,  релаксационныхмузыкальныхфрагментов, оздоровительныхигр, просмотровмультфильмов, развивающихпрограмм валеологическойнаправленности («Азбука безопасности», «Правила хорошего тона»).

г) Проведение оценки и контроля уровня соматического здоровья детей.

д) Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и родителей посредством консультаций, рекомендаций, выпуска газет, спортивных мероприятий.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую воспитательно-образовательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями и обычаями валеологическогохарактера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологическогохарактера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Баннер Гос

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?